Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения
Страница 2

- То , говорю, замерзла она, в тепло просится. Вишь ведь, стужа-то какая - бревна рвет.

А птичка-то, оказывается, не простая - смертная. С предупреждением прилетала: готовься, мол, скоро по твою душеньку прилечу.

В те поры, когда он, Степа-то , про эту птичку рассказывал, я и в ум не взяла: вся устала, примерзла - до птички ли мне? А вот когда я кровь-то за хлевом при белом свете увидела, тут я про птичку вспомнила.

Побежала к бригадиру.

- Так и так, говорю, Павел Егорович, у меня парень порато болен - дай лошади в район к дохтурам съездить.

А бригадир, царство ему небесное - помнишь, наверно, Паху-рожу, - нехороший человечишко был, через каждое слово матюк:

- В лес, в лес! мать-перемать! Чтобы через час духу твоего здесь не было!

- Нет, говорю, Павел Егорович, кричи - не кричи, а повезу парня в больницу. Ты, говорю, и правов таких не имеешь, чтобы меня задерживать.

Павел Егорович стоптал ногами, войной меня гнуть: «Я, что ли, войну выдумал?», а потом видит, война не помогает - бух мне в ноги:

- Что ты, говорит, Офимья, опомнись! Парень твой как-нибудь недельку промается, а мне ведь, говорит, за то, что лошадь в простое, - решка… Я пришла домой, плачу:

- Ребята, говорю, что мне делать-то? Бригадир в лес гонит… А ребята - что! Разве можно в таком деле ребят спрашивать?

- Поезжай, мама! Надо помогать братьям.

В ту пору у нас еще все живы были: и Петя, и Ваня, и Паша, и Егор. Ну, поехала. Как не поедешь. Тогда ведь не просто робили - деньгу в лесу зашибали, а лесную битву с врагом вели. Так у нас про лесозаготовки внушали - и взрослым и школьникам. Терпите! Поможем нашим сыновьям и братьям на фронте…

Ох, что пережито! Теперь начнешь вспоминать, не всяк и верит. Как, говорят, можно целую зиму прожить, и чтобы без хлеба? А мы не видели в ту зиму хлебного - все до зернышка на войну загребли. Да и картошки-то было недосыта. Одного капустного листа было вволю. Вот Степа-то у меня через этот капустный лист и простудился, на нем здоровье потерял.

В покров прибегает из школы - как раз в ту пору затайка исделалась , на полях снег водой взялся:

- Мама, говорит, люди на колхозном капустнике лист собирают. Нам бы, говорит, тоже надо.

- Надо бы, говорю, парень, да матерь-то у тебя из упряжу и не вылезает.

А вечером-то с работы прихожу - на, изба-то у меня полнехонька листу . Анка сидит с лучиной, в корыте моет. А кто наносил, не надо спрашивать, - Степа. Лежит на печи - только стукоток стоит, зуб на зуб не попадет, начисто промерз. Сам знаешь, каково на осеннем капустнике по воде да по грязи бродить. Да в нашей-то обутке .

И вот сколько у меня тогда ума было. В лесу два сухаря на день давали - радуюсь. Ладно, думаю, нет худа без добра. Я хоть Степу немножко поддержу. Может, он у меня оттого и чахнет, что хлебного тело не получает… А вернулась из лесу - Степа-то у меня уж совсем худ. Я сухари на стол высыпала: Степа, Степонька родимый! Ешь ты, бога ради, сколько хочешь. Хоть все зараз съешь…

А Степа за сухарь обеими руками ухватился, ко рту поднес, а разгрызть и силы нету.

- Я, говорит, мама, в другой раз.

Ну, я и лошадь не отводила на конюшню. Судите, хоть расстреляйте на месте - повезу парня в больницу!

Не довезла… Одну версту не довезла… Спуск-то перед районом помнишь? Большущая лиственница стоит, комель обгорелый. Ну, дак у этой вот лиственницы Степина жизнь кончилась.

Стужа была, мороз, я все одежки , какие дома были, на него свалила, а тут, у листвы, немного приоткрыла.

- Степа, говорю, к району подъезжаем. Можешь ли, говорю, посмотреть-то? А он сам меня просил: «Мама, скажи, когда к району подъезжать будем». Ребенок ведь! Нигде не бывал дальше своей деревни - охота на белый свет посмотреть.

Упражнение 125. Сравните первую и вторую редакцию «Поднятой целины» Михаила Шолохова. Попробуйте найти объяснение исключению из текста диалектных и просторечных слов во второй редакции.

1. Умные люди ишо на фронте подсказали, большевиком вернулся

1. Умные люди еще на фронте подсказали…

2. Не в добрый час попал. Надо бы посля обеда прийтить.

2. Надо бы посля обеда прийти.

3. …«Подсоблял» Лапшинову Никита Хопров: задаром пахал, волочил, совал лапшиновской молотилке лапшиновскую пшеницу, стоя зубарем.

3. …задаром пахал, боронил, совал лапшиновской молотилке лапшиновскую пшеницу, стоя подавальщиком.

4. Он опять на энтот год будет.

4. Он опять на этот год будет.

5. С база пошел в новых шароварах с лампасами, в сапогах с рыпом.

5. …в сапогах со скрипом.

6. Стал я к агрономам прислухаться.

6. Стал я к агрономам прислушиваться.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Какой язык изучать?
Выбор очень велик! Если верить библейским сказаниям, то обстоятельства, породившие профессию лингвиста, связаны со строительством Вавилонской башни, а точнее – со спором между богом и человеком, ...

ВОЗЗРЕНИЯ ЯПОНЦЕВ НА ЯЗЫК. ЯЗЫКОВЫЕ МИФЫ
В данной главе рассматриваются массовые представления японцев (как обычных людей, так и многих профессиональных лингвистов) о своем языке. Языковые мифы и предрассудки отражаются не только в бытов ...