Благозвучие речи
Страница 1

Упражнение 184. Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны речи, выделяя фонетически выразительные слова и поэтические строки.

Дыхание свободно

в каждой гласной,

В согласных -прерывается

на миг.

И только тот гармонии Дебикирование обрезка клюва.

достиг,

Кому чередованье их

подвластно.

Звучат в согласных

серебро и медь.

А гласные даны тебе для

пенья.

И счастлив будь, коль

можешь ты пропеть

Иль даже продышать

стихотворенье.

(С. Я. Маршак.) Упражнение 185 . Исследуйте звуковой строй стихотворения Г.Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекущести»? Соловей во сне

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, -

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

Упражнение 186. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель,

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси,коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой.

Упражнение 187. В чем особенность фоники отрывков из юмористических произведений.

1. Скрипят скреперы. Рычат экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся КрАЗы. Скрежет тормозов… Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжих «ТАТР». В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора, роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра.

2. В наше время киберов, лазеров, квазеров и мазеров мы не можем довольствоваться морально устаревшими сонниками и должны поставить дело сновидений на службу всем хорошим людям…

3. Это уже далеко не та мышка - вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке рябе», и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах». В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!»

4. Отдыхал на юге: мотался из мотеля в мотель.

Упражнение 188. Укажите недочеты фоники в отрывках из произведений начинающих авторов, рукописи которых редактировал М. Горький. Сравните свои наблюдения с замечаниями Горького, приведенными в конце упражнения.

1. Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола. 2. …Актрис с страстными взглядами. 3. -Очень жаль! -жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее. 4. Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно - даже необходимо - понять иначе. 5. Синие зимние тени ложились от сосен на снег. Не оглядываясь, медленно она шла по грязной улице. Но он сказал, закуривая трубку: «А не пора ли нам идти, мой друг?» 6. Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами. 7. С рыком сорвался с цепи. 8. Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек. 9. Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах. 10. Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки. 11.- У-у-у-ух, - вырвался волчий вой у Шило. 12. Черными точками маячат дозоры. А кругом южная равнина. Уперлась она в Кавказские горы. 13. Эх, братишка, дай добраться… 14. Сквозь огненный град свинца и гранат прошли свой путь полки.

Замечания М. Горького:

1. Горький подчеркнул слово опрозраченном и написал: «Этих «как ка» можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова». 2. Фраза, где три с невыносимо свистят. 3. Едва ли красивы и такие фразы… Может быть, в стихах это назвали бы аллитерацией, в прозе это - небрежность. 4. Здесь - на-не-нно-на-на-но-ну-не-на - нечленораздельны, а такие построения нередки. 5. Иногда переводчик заботится о музыкальности, - получаются стихи:

Синие зимние тени ложились от сосен на снег.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
В данной главе мы кратко рассмотрим основные этапы развития японского языка в связи с развитием японской культуры. ...

Чтение и произношение
Знать язык – означает понимать других и уметь выразить себя понятным для других образом. Конечная цель учебного процесса – усвоение этих двух навыков в письменной и устной речи. Восприятие  ...