Число существительных
Страница 1

Упражнение 246. Укажите особенности употребления форм числа существительных. Выделите случаи использования единственного числа вместо множественного (и наоборот) для достижения определенного стилистического эффекта.

1. Пустите, ветреники сами. Опомнитесь, вы старики! (Гр.) 2. Повсюду страсти роковые и от судеб защиты нет (П.). 3. Все привстали, важно хмуряся, низко, низко поклонилися и, поправив ус и бороду, сели на скамьи дубовые (П.). 4. Мы все глядим в Наполеоны (П.). 5. В те поры война была (П.). 6. - Прошу покорнейше, - сказал Манилов. - Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто (Г.). 7. - Конечно, - продолжал Манилов, - другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности… - тогда, конечно, деревня и уединение имели бы очень много приятностей (Г.). 8. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций (Г.). 9. - После кампании двенадцатого года, сударь ты мой, - так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро (Г.). 10. У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин, выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью… (Г.) 11. Выход великого гения встречен был до крайности почтительно: даже самые строгие старички изъявили одобрение и любопытство, а дамы так даже некоторый восторг. Аплодисмент, однако, был коротенький и как-то недружный, сбившийся (Дост.). 12. Люблю ее степей алмазные снега (Тютч.). 13. Тургенев, отдышавшись, откинулся в креслах… Он вошел в комнаты (Тын.). 14. Многие новизны ни к чему, только жителей раздражают (Тын.).

Упражнение 247. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использования единственного числа вместо множественного и наоборот. Определите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.

1. Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира. 2. У любой нации есть культурные памятники, одинаково близкие и дорогие всему народу как символ народной стойкости в тяжелые годы испытаний. 3. Почему англичане, будучи народом богатым и грамотным, не издают «сверхполного» собрания сочинений Диккенса? Потому что нет покупателя. 4. Кондитеры фабрики готовятся к выпуску новых сортов карамели - «Золушка» и «Чайка». Эти карамели будут иметь ореховую начинку. 5. Мыло наших дней - это натриевые или калиевые соли стеариновой, олеиновой и некоторых других кислот с различными добавками. 6. Принимаются серьезные меры по уменьшению производственных выбросов в атмосферу. 7. Что же волнует зрителя? - То, что он видит вокруг себя в жизни. 8. После продолжительных дождей установились жары. 9. Здесь находится хозяйство по разведению форели. Для выращивания рыбы созданы особые пруды. 10. Для нанесения прямых линий употребляют стальные выверенные линейки разных длин и толщин. 11. Ученый выступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматизациях рыб. 12. Детали из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 13. В брюссельском порту был обычный людской водоворот. Люди всех цветов кожи, говорящие на самых разнообразных языках, одетые порой в самые невероятные одежды, - в пестрых бурнусах, с перьями на головах, в юбкоподобных саронгах вместо брюк, - все это шумело, галдело, спешило, куда-то устремлялось. 14. Правительство Новой Зеландии и Фиджи выступили с предложениями о том, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о превращении южной части Тихого океана в безъядерную зону.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Как заучивать слова?
Общепринятый способ заучивания слов заключается в следующем. В левый столбец пишем в тетрадку иностранные слова данного текста, в правый – соответствующие им слова родного языка. Закрываем ладонью ...

Как нам говорить на иностранных языках?
А так, чтобы отправной точкой служил не родной язык, а сам иностранный, по известным, уже приобретенным колодкам выкраивая новые явления. Это положение больше известно под девизом «надо думать на ...