Глагол
Страница 1

Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать ), состояние (болеть ), свойство (хромать ), отношение (равняться ), признак (белеться ).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет

— неопределённую форму (инфинитив),

— спрягаемые (личные и безличные) формы,

— неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.

Их грамматические признаки различны:

— инфинитив, деепричастие неизменяемы,

— у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевлённости, как у прилагательных,

— спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении — морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени.

Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки:

1) у всех форм есть постоянные признаки вида, переходности и возвратности,

2) все формы обладают единым управлением — требуют постановки существительного в форме одного и того же падежа: читать / читал / читая / читающий книгу, но чтение книги. Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределённая форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать — перех., спать — неперех.), возвратности (мыть — мыться ) и вида (решать — несов. вид, решить — сов. вид).

Формальными показателями инфинитива являются формообразующие суффиксы -ть (чита-ть ), -ти (нес-ти ), -чь или Ø (пе-чь или печь —Ø) — об интерпретации этих показателей в разных учебных комплексах см. раздел морфемики.

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится ), сказуемым (Быть грозе великой! ), дополнением (Все просили её спеть ), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством (Я пошёл пройтись ). Переходность / непереходность глагола

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги ). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг ); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды ). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными

.

К непереходным

относятся остальные глаголы (лежать ), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом ), а также глаголы типа хотеть : в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое .

Грамматическая особенность переходных глаголов — наличие форм страдательного залога — как не изучаемых в школьной грамматике личных форм (Книга читается мною ), так и изучаемых причастных (читаемая мною книга ). Возвратность / невозвратность

Возвратными

называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся : учиться, смеяться . Большинство из них образовано от глаголов без —ся (готовить ® готовиться ), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причёсываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя ;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе ;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться ; беспокоиться ;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьётся (может разбиться);

7) безличность — нравиться, нездоровиться, смеркаться .

Вопрос о значении возвратных глаголов затронут только в комплексе 2, где среди указанных значений описано «страдательное значение»: дом строится каменщиками . В лингвистике конструкции такого рода чаще описывают как личную форму страдательного залога. Глагол стоит в форме страдательного залога в том случае, если в позиции подлежащего при нём находится существительное со значением объекта, а не субъекта действия. Однако во всех трех учебных комплексах морфологический признак залога выделяется только у причастий, поэтому согласно школьной грамматике любой глагол с -ся представляет собой самостоятельное слово.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Об учебниках
За последние полтора-два десятилетия достигнуто немало успехов и в этой области Мы имеем возможность изучать все язык мира по учебникам, созданным на основе самых современных методических принципо ...

МП, ЯП, ИЯ
В нашем веке сугубо теоретические и сугубо практические задачи оказываются неразрывно связанными друг с другом. И, пожалуй, наиболее ярко эта связь теории и практики проявилась в области машинного ...