Острословие: для одних – радость, для других – огорчение
Страница 3

«Г-н Загребалов, разумеется, вы не упустите возможность загрести как можно больше денег. Или я неправ?!»

«Г-н Воробьев, кажется, вы будете следующим докладчиком, кто должен выступить с ответом на доклад доктора Орлова!»

«Г-н Фогель (с нем. птичка), вы действительно любитель пошутить! Но давайте отнесемся к вопросу серьезно: необходимо побеспокоиться о положении вашей партии. По результатам дискуссии, на данный момент у вас больше крыльев, нежели должно быть у птицы!»

Часто нас очень мучают реплики, на которые необходимо лихорадочно искать достойный ответ.

Вице-президент Германии Макс Беккер 24 апреля 1958 года дал определение трем видам реплик:

«Первые – разрывные,

наносят вред.

Вторые – дают эффект бумеранга

и тоже вредят.

Третьи – это те, которые, как уколы рапиры,

действительно прикалывают к месту».

Улыбнувшись, он добавил:

«Все три вида не звучат в хоре, эффект ощутим лишь когда каждое высказывание используют отдельное Метод 2. Острословие посредством изобразительных ассоциаций

Под изобразительной ассоциацией подразумевается превращение устного высказывания в картинку, когда его содержание проходит перед глазами слушателя, так сказать, визуально.

Пример.

А: «… и потому хочу отметить еще раз: речь – это серебро, молчание – золото!»

Б: «Как погляжу, гортань забита серебром».

Пояснение.

Собеседник Б. перевел сказанное в картинку. Речь происходит посредством движения гортани, а что если там застрянет кусок серебра?

Слушатели не смогут сдержать смех: сказанное представляется буквально.

Подобный пример упрека имел место в парламенте, когда доктор Арндт адресовал доктору Кисенджеру такие слова:

«… От этой ответственности вам не удастся откупиться, особенно сусальным золотом вашего ораторского таланта!»

Ясно, что сусальное золото ассоциируется с сусальными речами, что буквально означает слащавость, сентиментальность.

Пожалуйста, составьте свой пример.

А:

Б:

А:

Б:

Другие примеры.

«Грохот стоит из-за обувной индустрии, таково ремесло!»

«Человек находится в центре внимания – и все стоят у него на пути!»

«Поезжайте куда угодно – и таксисту скажите, что такие, как вы, нужны везде!»

«В нашей команде мы работаем рука об руку. Что не удается одному, то другой сделать даже не пытается!»

«Вы неподкупны: еще ни разу не прислушались к голосу разума!»

«Вы так часто употребляете сочетание „двусторонняя связь“, что начинает закрадываться подозрение, не хотите ли вы употребить чего-нибудь покрепче?»

«Хотите быть скалой в прибое? Скорее вы масло на солнце!»

«Величие коллег практически стало легендарным, в то время как один из них спрашивал себя, стал ли он испытателем на боксерских состязаниях, другие называли его банзай-правителем!»

«Знаете, какое впечатление вы на меня оказываете? Как бутылка прокисшего молока: а именно, кислое!»

Или вспомним еще один прекрасный пример. Доктор Отто Граф Ламбсдорф на праздновании по случаю 28-й годовщины Берлинской стены так поставил вопрос о будущем ГДР:

«ГДР не сможет долго плавать, как и кусок льда долго не продержится в подогреваемой ванне!»

Кстати, не спасает даже запрет на реплики из зала.

Что и произошло при обсуждении лицензионного порядка осуществления внешнеторговых операций в Бонне в мае 1994 года.

«Позвольте вопрос из зала?» – спросили из публики.

«Нет», – ответил представитель промышленности.

«Хорошо, – продолжал оппонент, – придется ограничиться выкриками!»

Следует учесть, что вопросы по вашему докладу будут возникать в любом случае.

Убедительный ответ: «Считаю, что возникающие вопросы разрешатся сами собой в ходе доклада!» Метод 3. Острословие посредством техники нарушения слуха

Существует простейший способ спустить нежелательную реплику на тормозах или снизить ее эффект. Оратор апеллирует к вежливости говорящего из зала: «Простите, пожалуйста, что вы сказали?»

Какой бы хорошей и смешной, вздорной и удачной ни была реплика, она теряет свою силу, стоит только говорящему повторить ее.

Что и успокаивает 99 % смельчаков, стоит только вежливо попросить.

При этом спонтанность и комичность ситуации утрачивают свою силу, в большинстве случаев голос говорящего изменяет интонацию и звучит тише. Так само замечание выпадает из контекста.

Если ситуация позволяет, можно даже перейти в наступление.

Как только зритель повторил реплику, спросите его еще раз: «Разъясните смысл, пожалуйста!»… и даже засыпающему слушателю станет ясно, что смельчак попался на удочку докладчика.

Или человека из зала можно попросить повторить реплику и затем добавить: «Вы это уже говорили!» или: «И что?!»

Ориентируйтесь по ситуации.

Возможности безграничны, например можно сформулировать ответ в виде просьбы:

«Не могли бы вы повторить реплику еще раз?

И как раз для тех, кто не успел ознакомиться с информацией в газетах!»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Как я изучаю языки
После всех полутеоретических рассуждений надо бы, наверное, рассказать наконец, как же я изучаю языки, ведь это же название книжки. Итак, как я приступаю практически к изучению нового языка? Перед ...

Давайте читать!
Для удержания приобретенных знаний, для овладения новыми знаниями главным средством является книга. Эту Америку бесчисленное количество людей открыло еще до моего рождения. Но этот известный тезис ...