«Г-н Загребалов, разумеется, вы не упустите возможность загрести как можно больше денег. Или я неправ?!»
«Г-н Воробьев, кажется, вы будете следующим докладчиком, кто должен выступить с ответом на доклад доктора Орлова!»
«Г-н Фогель (с нем. птичка), вы действительно любитель пошутить! Но давайте отнесемся к вопросу серьезно: необходимо побеспокоиться о положении вашей партии. По результатам дискуссии, на данный момент у вас больше крыльев, нежели должно быть у птицы!»
Часто нас очень мучают реплики, на которые необходимо лихорадочно искать достойный ответ.
Вице-президент Германии Макс Беккер 24 апреля 1958 года дал определение трем видам реплик:
«Первые – разрывные,
наносят вред.
Вторые – дают эффект бумеранга
и тоже вредят.
Третьи – это те, которые, как уколы рапиры,
действительно прикалывают к месту».
Улыбнувшись, он добавил:
«Все три вида не звучат в хоре, эффект ощутим лишь когда каждое высказывание используют отдельное Метод 2. Острословие посредством изобразительных ассоциаций
Под изобразительной ассоциацией подразумевается превращение устного высказывания в картинку, когда его содержание проходит перед глазами слушателя, так сказать, визуально.
Пример.
А: «… и потому хочу отметить еще раз: речь – это серебро, молчание – золото!»
Б: «Как погляжу, гортань забита серебром».
Пояснение.
Собеседник Б. перевел сказанное в картинку. Речь происходит посредством движения гортани, а что если там застрянет кусок серебра?
Слушатели не смогут сдержать смех: сказанное представляется буквально.
Подобный пример упрека имел место в парламенте, когда доктор Арндт адресовал доктору Кисенджеру такие слова:
«… От этой ответственности вам не удастся откупиться, особенно сусальным золотом вашего ораторского таланта!»
Ясно, что сусальное золото ассоциируется с сусальными речами, что буквально означает слащавость, сентиментальность.
Пожалуйста, составьте свой пример.
А:
Б:
А:
Б:
Другие примеры.
«Грохот стоит из-за обувной индустрии, таково ремесло!»
«Человек находится в центре внимания – и все стоят у него на пути!»
«Поезжайте куда угодно – и таксисту скажите, что такие, как вы, нужны везде!»
«В нашей команде мы работаем рука об руку. Что не удается одному, то другой сделать даже не пытается!»
«Вы неподкупны: еще ни разу не прислушались к голосу разума!»
«Вы так часто употребляете сочетание „двусторонняя связь“, что начинает закрадываться подозрение, не хотите ли вы употребить чего-нибудь покрепче?»
«Хотите быть скалой в прибое? Скорее вы масло на солнце!»
«Величие коллег практически стало легендарным, в то время как один из них спрашивал себя, стал ли он испытателем на боксерских состязаниях, другие называли его банзай-правителем!»
«Знаете, какое впечатление вы на меня оказываете? Как бутылка прокисшего молока: а именно, кислое!»
Или вспомним еще один прекрасный пример. Доктор Отто Граф Ламбсдорф на праздновании по случаю 28-й годовщины Берлинской стены так поставил вопрос о будущем ГДР:
«ГДР не сможет долго плавать, как и кусок льда долго не продержится в подогреваемой ванне!»
Кстати, не спасает даже запрет на реплики из зала.
Что и произошло при обсуждении лицензионного порядка осуществления внешнеторговых операций в Бонне в мае 1994 года.
«Позвольте вопрос из зала?» – спросили из публики.
«Нет», – ответил представитель промышленности.
«Хорошо, – продолжал оппонент, – придется ограничиться выкриками!»
Следует учесть, что вопросы по вашему докладу будут возникать в любом случае.
Убедительный ответ: «Считаю, что возникающие вопросы разрешатся сами собой в ходе доклада!» Метод 3. Острословие посредством техники нарушения слуха
Существует простейший способ спустить нежелательную реплику на тормозах или снизить ее эффект. Оратор апеллирует к вежливости говорящего из зала: «Простите, пожалуйста, что вы сказали?»
Какой бы хорошей и смешной, вздорной и удачной ни была реплика, она теряет свою силу, стоит только говорящему повторить ее.
Что и успокаивает 99 % смельчаков, стоит только вежливо попросить.
При этом спонтанность и комичность ситуации утрачивают свою силу, в большинстве случаев голос говорящего изменяет интонацию и звучит тише. Так само замечание выпадает из контекста.
Если ситуация позволяет, можно даже перейти в наступление.
Как только зритель повторил реплику, спросите его еще раз: «Разъясните смысл, пожалуйста!»… и даже засыпающему слушателю станет ясно, что смельчак попался на удочку докладчика.
Или человека из зала можно попросить повторить реплику и затем добавить: «Вы это уже говорили!» или: «И что?!»
Ориентируйтесь по ситуации.
Возможности безграничны, например можно сформулировать ответ в виде просьбы:
«Не могли бы вы повторить реплику еще раз?
И как раз для тех, кто не успел ознакомиться с информацией в газетах!»
Другие статьи:
МП, ЯП, ИЯ
В нашем веке сугубо теоретические и сугубо практические задачи оказываются неразрывно
связанными друг с другом. И, пожалуй, наиболее ярко эта связь теории и практики
проявилась в области машинного ...
Интернационализмы и «пуризмы»
Научно-технический прогресс распространяется все шире, и вместе с ним в языки
разных стран приходят международные слова – «интернационализмы». В языках западных
стран эти слова чаще всего заимству ...