Классификация морфем русского языка
Страница 1

Все морфемы делятся на корневые

и некорневые

Некорневые морфемы делятся на словообразующие

(приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие

(окончание и формообразующий суффикс). Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень

— единственная обязательная

часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень , увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик «маленький стол». Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определённой морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — «детский праздник» — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней всё же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий , ид-ти .

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными

. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными

, например: об-у-ть — раз-у-ть, агит-ирова-ть — агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы — идут и идут заизмами измы » (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие

(словообразовательные) и формообразующие

(формообразовательные).

Словообразующие

некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие

— для образования форм слова.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

Словообразующие

морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка

— словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький , при-морье, кое-где, пере-о-деть ).

Словообразовательный

суффикс

— словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть ).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс

— словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо ).

Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый ,

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Сколько времени нужно, чтобы выучить язык?
В первой главе мы отметили, что время – это один из самых важных факторов при овладении языком. При этом время течет для разных людей по-разному, в зависимости от их сноровки и умения. Организация ...

О ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА ЯПОНЦЕВ
Вопрос об особенностях так называемых национальных языковых картин мира, как мы видели в предыдущей главе, не всегда ставится корректно и часто связывается с ненаучными спекуляциями, о чём шла реч ...