Словообразовательный разбор слова
Страница 1

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме

:

1. Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).

2. К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы.

3. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.

4. Указать способ словообразования.

5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:

— чередование гласных и согласных,

— усечение производящей основы,

— интерфиксация,

При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал , читающий , читая от читать ). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.

Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ← окно , а не *под окном ), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с ума сшедший ) и субстантивации (учащийся сущ. ← учащийся прич. ).

Во-вторых , при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход , а не слова пар и ходить . Средство образования слова пароходный — суффикс -н- , способ — суффиксация.

В-третьих , не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.

В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ← весело / невесёлый . В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело , и как суффиксальное производное от слова невесёлый .

Приведём несколько примеров

словообразовательного разбора:

1) излишество

излишество ← излишний; излишество — «что-то излишнее»;

способ словообразования — суффиксация,

процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.

2) заметались — форма глагола заметаться

заметаться ← метаться; заметаться — «начать метаться»,

способ словообразования — приставочный.

3) ухода

ухода — форма существительного уход

уход-Ø ← уходить; уход — «когда уходят, то же, что уходить»,

способ словообразования — суффиксация,

процессы, сопровождающие словообразование:

— усечение ПЩ основы,

— чередование д’/д .

4) снегокаты — форма существительного снегокат

снег(о)катØ ← снег + кататься, снегокат — «то, на чём катаются по снегу»,

способ словообразования — сложение с суффиксацией,

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Давайте читать!
Для удержания приобретенных знаний, для овладения новыми знаниями главным средством является книга. Эту Америку бесчисленное количество людей открыло еще до моего рождения. Но этот известный тезис ...

Хорошее произношение – и как можно быстрее!
Уже на начальной стадии обучения желательно усвоить основы правильного произношения. Переучиваться потом будет сложнее, да и вряд ли имеет смысл с самого начала удивлять собеседников своим страшны ...