— глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий .
У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший , причём выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведённым правилом. Страдательные причастия
Страдательные причастия
обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком.
Страдательные причастия настоящего времени
образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса
—ем — (иногда -ом ) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый ,
—им — для глаголов II спряжения: хран-им-ый .
Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголов руководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом ).
Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.
Страдательное причастие настоящего времени у глагола давать образуется от особой основы (даваj-ем-ый ).
Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия: двигаемый и движимый .
Страдательные причастия прошедшего времени
образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
—н(н)- от глаголов на —ать, -ять и —еть : прочита-нн-ый ,
—ен(н)- от основ на согласный и —ить : унес-ённ-ый, построенный,
—т- от основ на —нуть , —оть , —ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый .
Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов полюбить, искать, брать .
У некоторых глаголов на —сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведённый, обретённый, спрядённый, украденный .
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые ) / продава-вш-ие-ся книги .
Страдательные причастия имеют полную
и краткую формы
: написанное мною письмо — письмо написано мною . Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого. Причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса —ящ- образуется причастие горящий , а с помощью суффикса —юч- — прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, —енн- или —им- ), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, «возникший в результате осуществления действия», «способный участвовать в действии»), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Её воспитали в строгих правилах ) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная ).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн) — является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
Другие статьи:
Чтение и произношение
Знать язык – означает понимать других и уметь выразить себя понятным для других
образом. Конечная цель учебного процесса – усвоение этих двух навыков в письменной
и устной речи.
Восприятие ...
«Интенсивные курсы»
Наибольшую быстроту и эффективность обеспечивают занятия на курсах интенсивного
изучения иностранных языков.
Правильно организованные «интенсивные курсы» предъявляют самые высокие требования
к ра ...