Звукопись в художественной речи
Страница 5

Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:

«Видел! видел! видел!» ‹…›

Наступило молчание… Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее… Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба… ‹…›

В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, - это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.

(А.П. Чехов.)

Упражнение 213. Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана:

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне

(М.Ю. Лермонтов.)

Упражнение 214. Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.

1. Только ночью видишь ты вселенную.

Тишина и темнота нужна,

Чтоб на эту встречу сокровенную,

Не закрыв лица, пришла она.

2. Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И кажется, - не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

3. Без музыки не может жить Парнас.

Но музыка в твоем стихотворенье

Так вылезла наружу, напоказ,

Как сахар прошлогоднего варенья

(Из произведений С.Я. Маршака.)

Упражнение 215. Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.

1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню… 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой…

(Из произведений А.С. Пушкина.)

Упражнение 216. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.

I. 1. Любви печальную тревогу

Я слишком, может быть, узнал.

1. Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

2. Услышишь суд глупца

И черни смех холодный…

2. Услышишь суд глупца

И смех толпы холодной…

3. Твори, питая жар глубоких,

чистых дум.

3. Усовершенствуя плоды

любимых дум (П.).

II. 1. Убит! К чему теперь рыданья,

Похвал и слез ненужный хор…

Не вы ль сперва так долго гнали

Его свободный, чудный дар…

Отравлены его последние

мгновенья

Коварным шепотом

(презрительных)

бесчувственных невежд…

1. Убит! К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор…

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар…

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

ОТРАЖЕНИЕ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЯПОНСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ
Безусловно, наука о языке в той или иной стране отражает некоторые свойственные этой стране культурные представления и стереотипы. Особенно это заметно в тех странах, которые, как Япония, самостоя ...

В ПОИСКАХ ЗНАЧЕНИЯ
Передача смысла, значения — вот цель нашего общения, главная задача человеческого языка и, стало быть, главная задача науки об этом языке. Можно ли описывать это значение на языке точных формул и ...