Простое предложение
Страница 1

Главные члены предложенияПодлежащее, способы его выражения

Подлежащее

— это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее — одно слово

:

1) слова разных частей речи в предметном значении:

— существительное в И. п.:

Идёт дождь .

— местоимение-существиельное в И. п.:

Я люблю осень .

— прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Бородатый оглянулся .

— причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:

Сидящий поднял голову .

— наречие:

Твои завтра мне надоели .

— междометие:

По лесу разносилось «ау» .

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

Десять не делится на три без остатка .

3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться — дело нужное .

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное — учиться . Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой — инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди — форма повелительного наклонения глагола; Не — отрицательная частица .

Подлежащее — словосочетание

:

1. Подлежащее — фразеологически свободное, но синтаксически связанное

словосочетание:

1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ. ) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

Брат с сестрой вернулись порознь — ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу .

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п. ) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили золотые медали.

Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого — см. далее):

Быть грамотным престижно.

Хотеть стать грамотным естественно .

2. Подлежащее — фразеологизм

:

Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

У него золотые руки. Сказуемое. Типы сказуемого

Сказуемое

— главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение

(именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение

(характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесённости высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное

и составное именное

. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

ПГС — одно слово

:

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

МП, ЯП, ИЯ
В нашем веке сугубо теоретические и сугубо практические задачи оказываются неразрывно связанными друг с другом. И, пожалуй, наиболее ярко эта связь теории и практики проявилась в области машинного ...

Чтение и произношение
Знать язык – означает понимать других и уметь выразить себя понятным для других образом. Конечная цель учебного процесса – усвоение этих двух навыков в письменной и устной речи. Восприятие  ...